Когда-то, давным-давно, модники и модницы носили украшения с не ограненными кристаллами. В понравившемся камне просто проделывали отверстие для шнурка или бечевки, чтобы было удобно носить свою «драгоценность». Но время шло. И путем многовековых проб и ошибок ювелирные мастера поняли: чтобы кристалл максимально ярко засиял после огранки, к каждому камню нужен свой, индивидуальный подход. Во многих древних раскопках археологами были найдены отшлифованные вручную камни из бирюзы, яшмы, лазурита и других минералов.
Без каких-либо сложных приспособлений в древности на камнях делали гравировку, чтобы ставить печати. Еще древние умельцы вырезали самостоятельно из камней разные амулеты и обереги в виде фигурок. Основная техника выполнения гравировок в древние времена была незатейливой: нужную форму придавали, натирая камни песком из пемзы или более мелким, кварцевым песком. Далее более твердыми материалами - например, осколками кремния, наносили на них цветочные узоры или тематические рисунки.
В 2000 - 1800 гг. до н. э. драгоценные камни стали обрабатывать более тщательно и искусно. Из камней научились вырезать фигурки животных, людей или другие изображения, которые выглядели более стильно и изящно, чем ранее. В крито-микенский период были популярны украшения с орнаментами - «геммами». В I тыс. до н. э. появились первые затейливые геммы с изображениями мифических героев, животных и богов. Что интересно, их вырезали уже используя кристаллы алмаза, вставленные в специальные тиски из железа. Для изготовления первых гемм использовали камни из группы кварца: яшму, оникс, карнеол, празем, агат или аметист. В VI - V вв. до н. э. основой для гемм стали служить более неподатливые камни - изумруды, топазы, гиацинты и гранаты. Но и более мягкие: бирюза, нефрит, обсидиан и лазурит тоже были в ходу при изготовлении первых гемм.
В средние века для обработки ювелирных камней существовали специально оговоренные правила. Например, можно было воспользоваться книгой Теофила «Описание различных искусств», в которой подробно расписана методика и техника обработки ювелирных камней. В те времена горный хрусталь полировали на специальной плите, в основе который был свинец, присыпанный мокрым толченым кирпичом. Если нужно было отполировать более твердые кристаллы - рубины, бериллы, изумруды или сапфиры, то использовали тонкий порошок из дробленого горного хрусталя. До середины XV века драгоценные кристаллы обрабатывали вручную. Камни не отличались симметрией, главное условие огранки того времени - это максимально сохранить вес кристалла. Затем, примерно в XVI веке, стали дробить кристаллы клинком и молотком. Еще активно использовались ручные или водяные мельницы. А уже с первой половины XIX века изобрели специальную паровая машину.
Рассмотрим некоторые методы обработки камней поподробней. Итак, в XIII - XIV вв. европейцы начинают пользоваться так называемыми шлифовальными мельницами. На данном устройстве, как и на обычной мукомольной мельнице, при помощи водяного привода вращались крупные каменные шлифовальные диски, на которых непосредственно и обрабатывались камни. Также в ходу были маленькие мельницы, с ножным или ручным приводом. Иногда ювелирные огранщики использовали мельницы, на которых шлифовальные камни вращались вертикально, поэтому огранщик шлифовал камень лежа. А его грудь и плечи опирались на специальные держатели. Французский купец Жан-Батист Тавернье, который вел активную торговлю бриллиантами с Индией, написал в своих заметках, что в раскалывании драгоценных камней индийцы более искусны, чем европейцы.
В Индии и вправду уже давно кололи алмазы для получения более ярких камней. Именно в Индии появилась первая методика обтачивания кристаллов в форме «октаэдр». Получается, что Европа позаимствовала у Индии мастерство раскалывания бриллиантов, потому что только в начале XVI века в Европе ювелирные мастера начали применять раскалывание кристаллов. Это был новый метод огранки камней именно в Европе, при котором мастера дробили кристаллы специальным молоточком и тонким стальным клинком. Фламандский минеролог Ансельмус де Боудт в своей работе «Драгоценные камни и история» (1609) подробно описывал именно такой метод обработки.
В средние века такие крупные города как Прага, Париж, Фрейбург и Идар-Оберштейн стали главными центрами по огранке драгоценных камней. Итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини в своем трактате «О ювелирном мастерстве и скульптуре» описал разные техники огранки XVI века. В его труде рассказывается о том, как делать грани самого популярного камня - алмаза. Как нужно огранить «площадку», «грани» и «вершину» алмаза. Как правильно закрепить драгоценный кристалл в тисках. При этом камень обрабатывался колесом, сделанном не из камней, а из специальной закаленной стали. Колесо, прикрепленное к ручной мельнице, позволяло не только гранить, но и полировать камень за счет алмазной пыли. На этом приспособлении можно было обрабатывать от 2 до 6 алмазов одновременно.