Мастера ювелирных дел во все времена имели особую репутацию и отличались своим высоким статусом среди остальных ремесленников. Ведь они, как настоящие художники и скульпторы, из обычной пластины металла или невзрачного на вид кристалла могли сотворить настоящий шедевр. Дизайнеры, которые на сегодня создают украшение с нуля, получают отдельную благодарность и признание за каждую новую драгоценность. Конечно, со временем менялись технологии, много раз изменилась мода. Но тяга человека к изделиям из драгоценных камней и металлов осталась неизменной. Не секрет, что к ювелирным изделиям всегда был повышенный интерес. Ими мечтали обладать даже короли и королевы, которые могли себе позволить все в этом мире. А что там говорить о простой даме, мечтающей надевать не только драгоценные, но и очень красивые ювелирные аксессуары? Также не секрет, что драгоценности довольно часто становятся главными героями литературных произведений или художественных фильмов.
А как на самом деле получаются лучшие из лучших украшение? Какие тайны и секреты знают ювелирные мастера, чтобы у них вышел настоящий шедевр?
У мастеров, как и у других профессионалов, имеется масса разных техник и тайных приёмов. Например, одних только тонировок и механических обработок поверхности насчитывается более полусотни: золочение и серебрение, чернение и оксидирование, зернение и анодирование, гравировка и резьба, инкрустация и чеканка, канфарение и тиснение.
Рассмотрим самые популярные из них. Начнем с золочения - старейшей из ювелирных техник. При золочении, как понятно, поверхность изделия покрывается тонким слоем золота. Ранее аксессуары золотили горячим и холодным способом. В ХIХ веке перешли к гальваническому серебрению и золочению. На сегодня появились и другие методы покрытия ювелирных изделий различными веществами. Например, оксидирование серебра, используемое для изделия с рельефом. При оксидировании серебро покрывают специальным темным веществом. Очень популярная методика - анодирование. Анодирование - тонирование алюминия под цвет золота.
А кто в детстве не увлекался чеканкой? Даже школьники на уроках труда выбивали чеканами на металлической основе целые картины. На сегодня этой техникой почти не пользуются, а лет 50 назад техника «чеканка» была очень и очень популярна. Однако с появлением штамповочных машин «чеканка» почти полностью ушла в забвение, и некоторые мастера просто поправляют готовые изделия, полученные при штамповке.
Штамповка чаще всего применяется при изготовлении медальонов, ладанок и крестиков. Вначале ювелирный мастер вырезает себе плоскую пластину нужной ему толщины. Далее выдавливает специальным прессом аксессуар. После чего почти готовое украшение необходимо немного отшлифовать и обработать мелкие детали.
Также все знакомы с гравировкой ювелирных изделий. Гравировку проводят либо с помощью специальных инструментов, либо с помощью кислот, вытравливая на изделии узоры и надписи. Гравировка металла – один из видов так называемого «канфарения».
Канфарение, древний ювелирный приём, при котором на аксессуар наносится тончайший узор из разных линий и завитушек. При работе с серебром используется еще одни интересный метод - чернение. При чернении на серебряном покрытии гравируется рисунок. После чего на него наносят специальную смесь – так называемую «чернь». Затем узор обжигают, чтобы чернь ушла в бороздки рисунка. После лишнее счищают, открывая рисунок, тем самым полностью завершая обработку.
Отдельного внимания стоит техника «инкрустация». Это очень сложная и кропотливая работа над изделием. Но именно благодаря инкрустации создаются настоящие ювелирные шедевры. В начале инкрустации на поверхность аксессуара наносят узор. Затем по узору делаются специальные углубления, в которые вставляется тоненькая проволочка или специальные закрепки. А кто не знаком с росписью эмалью? Покрытие эмалью - прекрасная возможность мастера поиграть с цветом. Хоть эмаль бывает не только цветная, но прозрачная, все равно покрытие эмалью придает любому украшению особенный стиль и неповторимый колорит. Украшения с эмалью долгие годы не выходят из моды, потому что они смотрятся неизменно свежо и нарядно.
А кто помнит, что означает термин «филигранное» украшение? Это когда золотую или серебряную проволоку, выложив красивыми узорами, приваривали на основу из металла. Позднее, для придания аксессуару еще большей износостойкости, полученную «ажурную паутинку» ювелиры стали припаивать в точках пересечения. Порой использовали стразу три приема - филигрань, зернь и финифть. «Зернь» - это напаивание каплевидных зернышек на поверхности металла. А «финифть» - это одна из разновидностей эмалирования. В результате долгой и кропотливой работы ювелирного мастера получался уникальное и неповторимое ювелирное произведение искусства.
А как сейчас делают цепочки? Все понимают, что ручная вязка цепочек - дело долгое и сложное. И если с толстой проволокой работать полегче, то на изготовление тонкой цепочки уйдет столько сил и времени, что цена будет в несколько раз превышать стоимость золота, из которого сделана цепочка. Поэтому мастера уже давно пользуются специальными цепевязальными станками. Некоторые из этих станков могут плести цепь сразу из двух-трех видов золота. Да и работа станка - более быстрая. На сегодня практикуется вывязывание нескольких метров цепочки, после чего ее нарезают на куски нужной длины, к ним мастера припаивают застежки и уже затем отправляют на продажу.
Если в ювелирном изделии планируются вставки из недорогих самоцветов, то может быть использован метод «литье с камнями». При данном методе камни вставляются в кусок металла. После чего будущее изделие подвергает обжигу в глиняной форме. Таким образом камни оказываются сразу же «впаянными» в аксессуар. К сожалению, этот метод не всегда срабатывает, и выходит очень большой процент бракованных изделий. Но за счет быстроты изготовления, не дороговизны производства «литье с камнями» очень широко используется современными ювелирными мастерами.